Внезапная реанимация темы "третьего срока" Путина произошла в последнее время благодаря не кому-нибудь, а спикеру Совета Федерации Сергею Миронову. Выступая 30 марта с "тронной речью" после своего благополучного переизбрания на пост главы верхней палаты, он неожиданно для широкой общественности предложил увеличить срок полномочий президента с четырех до пяти или даже семи лет, а то и разрешить ему находиться в должности три срока подряд. Столь радикальная инициатива, выдвинутая за год до президентских выборов, да еще исходящая практически "с самого верху", может свидетельствовать о готовящихся изменениях в политической системе страны.

Болезнь с обострениями

Собственно, тема "третьего срока", несмотря на неоднократные твердые заявления Владимира Путина о том, что он не собирается менять Конституцию в части продления президентских полномочий и непременно покинет свой пост в 2008 году, никогда никуда не исчезала, а продолжала латентно присутствовать на заднике политической сцены, время от времени переживая периоды "обострения", как некое хроническое ментальное заболевание. "На кого ж ты нас покидаешь?...", "как же мы тут без тебя...", и прочие ритуальные причитания, включая апокалиптические прогнозы будущего "России без Путина", уже давно стали неотъемлемой фоновой составляющей российского политического бессознательного.

Только на протяжении 2006 года можно насчитать по самой меньшей мере семь "рецидивов" идеи продления полномочий Путина после 2008 года. С подобной инициативой выступали главы регионов, политики, депутаты законодательных собраний субъектов федерации, общественные организации и инициативные группы граждан, предлагавшие вынести этот вопрос на референдум. Тут стоит отметить, что против такой инициативы неоднократно высказывался теперь уже бывший состав Центризбиркома, строго стоявший на страже Конституции.

Так, например, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, объясняя в июне свою позицию по вопросу "третьего срока", заявила, что "смена президента такой огромной страны на данном этапе внесет дестабилизацию". А тогда еще просто премьер-министр Чечни Рамзан Кадыров, предлагая внести соотвествующие изменения в Конституцию, обосновал это просто "ростом авторитета российского государства на международной арене" и "вниманием, котрое уделяет президент регионам России и в том числе Чеченской Республике".

Однако, несмотря ни на что, в конце 2006-го - начале 2007-го эта тема "ушла в тень", вновь возникнув в ходе большой пресс-конференции Путина 1 февраля 2007 года. При этом Путин в очередной раз подчеркнул, что, строго следуя основному закону страны, покинет свой пост в мае 2008 года, предоставив народу самому выбирать своего преемника. А 10 февраля, в интервью телеканалу "Аль-Джазира", Путин неожиданно признался, что остаться на третий президентский срок "в этот переходный период" советовали ему в личных беседах не только лидеры арабских государств, а даже лидеры некоторых европейских государств. Напомнив, что и в России он часто слышал подобные рекомендации от некоторых политиков, Путин сказал: "Я могу их только поблагодарить, но сказать, что, во-первых, они еще не весь российский народ. Второе - я считаю крайне важным внедрять в практическую жизнь нашей страны демократические принципы и институты, уважение к закону и к Конституции". Путин высказал предположение, что такие п! ризывы вызваны беспокойством о том, будут ли выполнены взятые государством обязательства перед населением. Однако, заметил Путин, нынешний курс российского руководства в целом себя оправдал, поэтому "нужно говорить не о преемнике, а о преемственности проводимой политики" и опять подчеркнул, что очень надеется на "осознанный выбор" россиян в декабре 2007-го и в марте 2008 года.

Весенний рецидив

И вот случился очередной рецидив заболевания, коренным образом, однако, отличающийся от всех предыдущих. Во-первых, на этот раз "вброс" произвело третье лицо в государстве, коим является председатель верхней палаты парламента. Кроме того, впервые проект продления путинских полномочий расписан столь конкретно, с указанием точных сроков. И сделано это в ключевой момент, почти за полгода до думских и практически за год до президентских выборов.

Вот что сказал Сергей Миронов 30 марта, завершая свою речь в Совете Федерации по случаю продления своих спикерских полномочий: "Уважаемые коллеги! У меня есть еще одно важное предложение. Сегодня я хотел бы поставить вопрос о возможности, а может быть, и необходимости рассмотрения вопроса об изменении одной из статей Конституции Российской Федерации. Я говорю о части 4 статьи 81 Конституции Российской Федерации. Часть 1 этой статьи говорит о том, что президент Российской Федерации избирается на четыре года. Я уже неоднократно говорил ранее и повторяю сейчас, что для такой страны, как Россия, это очень короткий срок. И я предлагаю подумать о возможности изменения этой части статьи 81 и увеличить срок полномочий президента до пяти, а, может быть, даже до семи лет. Часть 3 статьи 81 говорит о том, что одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. И я предлагаю подумать, не настала ли необходимость, отвечая на многочислен! ные, я бы сказал, многомиллионные обращения наших граждан, пересмотреть эту норму и установить, что одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более трех сроков подряд".

Далее Миронов предложил провести "всероссийские парламентские слушания" по двум своим инициативам, четко оговорив их сроки - в течение ближайших двух месяцев (в апреле и мае), "чтобы позиция законодателей, которые представляют наш многонациональный народ, была бы ясна в этот период (на начало 2007 года)". При этом спикер, конечно же, подчеркнул, что "окончательное решение будет за президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Может быть, он и прислушается к мнению депутатского корпуса России".

Тут стоит отметить, что с инициативой о "третьем сроке" Миронов выступал еще в 2001 году, однако с тех пор, после того, как сам Путин неустанно заявлял о своей верности Конституции, больше этот вопрос не поднимал. Более того, не далее как в августе 2006 года, комментируя инициативу приморских депутатов все о той же коррекции основного закона страны, Миронов высказался в том смысле, что норма об ограничении президентских сроков направлена на развитие демократии в стране и создает преграду тоталитаризму. Однако за прошедшие полгода взгляд Миронова на истоки тоталитаризма, видимо, коренным образом изменился.

Одним ударом

Пикантность ситуации, однако, еще и в том, что Миронов по совместительству является лидером второй партии власти и его верноподданическая инициатива поставила в очень сложное положение "Единую Россию": с одной стороны, не поддержать лидера "Справедливой России" означает отрицать важность и нужность Путина для страны, то есть проявить нелояльность и оказаться не "самыми верными путинцами", а с другой - поддержать Миронова - значит, пойти против неоднократно озвученного решения самого Путина и опять попасть впросак.

Лидер единороссов Борис Грызлов предпочел первое и заявил, что его партия, руководствуясь позицией самого Путина, не поддерживает "любые заявления, которые делаются по поводу внесения изменений в Конституцию". Однако члены его партии за прошедшие с 30 марта дни оказались далеко не столь едины в своем отношении к инициативе лидера конкурирентов. Так, первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска заявила, что, по ее мнению, "эта инициатива хорошая: в такой большой стране, как наша, действительно президент мог бы исполнять свои полномочия не четыре года, а пять и, может, даже семь, и не два срока, а, например, три". С одобрением отнеслись к предложению Миронова и глава комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин, и губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. "Почему-то никто пока не заметил в инициативе Сергея Миронова предложение вынести эту инициативу на всенародное обсуждение - а это уже рациональное зерно. Когда будут известны результаты такого обсужден! ия, тогда можно спокойно принять решение",- цитирует Хлопонина "Коммерсант".

С энтузиазмом отнесся к предложению Миронова и еще один видный единоросс, московский мэр Юрий Лужков. Выступая вечером 3 апреля в в эфире телеканала "ТВ-Центр", Лужков высказался в том духе, что Россия не должна оглядываться на зарубежные образцы при определении формы правления. "Разве в Европе, в Англии, в других странах существуют два срока для руководителей государства? Нет. Почему мы подражаем американской демократии, вызывающей сомнения и которой всего 250 лет?" - задался вопросом Лужков. Вместе с тем мэр заметил, что нет смысла менять руководителя, хорошо проявившего себя на своей должности. "Если человек проявил себя положительно, зачем его менять? Получается, что нужно взять неизвестного и снова учить его управлять российским государством", - отметил Лужков.

Словом, "Единая Россия" оказалась совсем не столь единой, как это представлялось прежде, и, нельзя не отдать должное Миронову, он сумел расколоть этот монолит на раз, одним точным прицельным ударом.

Письма счастья

2 апреля Миронов сообщил общественности, что начал направлять в региональные законодательные собрания письма с просьбой обсудить его инициативу по увеличению срока пребывания президента страны на своем посту.

Отклики на мироновское предложение из регионов уже пошли - так, спикер иркутского парламента, член областного политсовета "Единой России" Виктор Круглов, чьи слова приводит "Коммерсант", назвал инициативу Миронова "достойной внимания": "Таким образом мы узнаем мнения народных избранников на местах, а значит, и населения".

Поддержали Миронова и депутаты заксобрания Кемеровской области, о чем заявила в понедельник вице-спикер Совета Федерации, член "Единой России" Светлана Орлова, представляющая в верхней палате их интересы. При этом она высказала и свое личное мнение по этому вопросу - оптимальным сроком президентских полномочий, по мнению Орловой, был бы срок пять лет и возможность избираться не более трех раз подряд. "Другой вариант - увеличить на семь лет срок полномочий - также может рассматриваться, но, на мой взгляд, занимать президентский пост в этом случае человек не может более двух раз подряд", - полагает Орлова.

А Ставропольская краевая дума, большинство в которой составляют представители "Справедливой России", успела одобрить предложение Миронова в тот же день, когда оно было выдвинуто, 30 марта, на своем первом же после мартовских выборов заседании, что, собственно, совсем не удивительно.

По информации "Коммерсанта", после завершения "всероссийских парламентских слушаний" будет принято решение о внесении в Думу соответствующей законодательной инициативы, причем в пресс-службе Совета Федерации не исключили, что с такой инициативой может выступить не только сам Миронов, но и фракция "Справедливой России" в Госдуме. При этом, как полагает советник Миронова Сергей Васильев, которого цитирует издание, позиция "Единой России" не станет препятствием для принятия поправок по третьему сроку.

То есть, все просчитано на три хода вперед, да, собственно, такие инициативы и не вносятся с бухты-барахты и без соответствующей санкции. Можно предположить, что там, где санкционируют подобные предложения, решение о нецелесообразности "менять коней на переправе" уже принято и подготовка к коррекции основного закона идет полным ходом. Скорее всего, все должно пройти как по маслу на волне всенародной поддержки, с соблюдением, конечно же, всех демократических процедур. А роль "выразителя народных чаяний" на этот раз досталась Миронову, видимо, для соблюдения баланса политических сил - для этого и строили вторую партию власти.