Первые переписи населения проводились в России в 1245, 1257 и 1273 годах в период татаро-монгольского ига, и часть этих документов сохранилась до сих пор. Затем вести учет населения стали сами русские князья.
С конца XV века в Московском государстве велись писцовые книги, учитывавшие всех землевладельцев по их состояниям для определения налога. Часть этих писцовых книг тоже сохранилась.
С XVII столетия подворные переписи учитывали все платившее налоги население. Четыре переписи были проведены с 1646 по 1717 год. В них были записаны все облагаемые податями мужчины и их дети. При Петре I подворные переписи 1710 и 1717 годов уже записывали частично оба пола, мужчин и женщин, в них сказано, кто из фамилии и когда умер, кто нетрудоспособен, где находились члены семьи в момент переписи, в них сопоставлялись данные из прежних переписей. Эти переписи частично сохранились, хотя и содержат много ошибок из-за невежества и небрежности переписчиков, из-за их взяток, когда они, например, могли пропустить не только жилые дворы, но даже и целые деревни.
В начале XVIII века Петр I изменил налоговую систему и ввел подушное обложение, единицей которого стала мужская душа. Всего в России с 1719 по 1858 год были проведены десять ревизий-переписей.
Первоначально переписи не распространялись на Украину, Прибалтику, татар, башкир, сибирские народы. С третьей ревизии этот недостаток был исправлен, начали переписывать не только мужчин, но и женщин, была введена печатная форма переписного бланка, содержавшего фамилию, имя, отчество, кроме бесфамильных крестьян, возраст, сословие, вероисповедание, национальность, место жительства, профессию переписываемого. Эти документы назывались ревизскими сказками, которые с шестой ревизии уже содержали сведения о времени и месте рождения переписываемого, его детей и родственников, его имущества и размер налога, физические недостатки, места прежнего жительства.
Ревизии не учитывали дворян, переписываемых отдельно, государственных служащих, казачество, почетных граждан, актеров, ученых. Большинство ревизских сказок сохранились, хотя часто без содержания и собранных в огромные тома по уездам и губерниям. Они, как и более ранние переписи, хранятся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), в Российском государственном историческом архиве (РГИА), в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), доступ в которые для поиска этих документов затруднен, в государственных областных архивах. Из-за отсутствия содержания на запрос могут ответить, что нужных документов нет, хотя они есть, и поэтому для поиска жителей какой-то деревни надо просматривать огромные фолианты даже не по волостям, а по всему уезду, что занимает много времени. Документы о населении также хранятся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), Центральном архиве Министерства обороны РФ.
В конце XIX века в Российской империи стали проводить всеобщие переписи населения, как, например, в 1897 году. Все они сохранились.
Государственные областные архивы содержат главные документы о жителях России за два столетия – уцелевшие метрические церковные книги, ведшиеся священниками местных приходов с 1722 года, правда, очень небрежно и совсем неразборчивым почерком. Метрические книги содержали сведения о рождении, браке и смерти каждого подданного страны, с указанием фамилии, имени и отчества, дат крещения, венчания, места жительства, вероисповедания, национальности. В 1918 году их заменили книги записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Сохранившиеся исповедальные ведомости, ведшиеся с 1722 по 1918 год священниками приходов, содержат такую же информацию о всех подданных страны с семилетнего возраста, обязанных исповедоваться два раза в год по закону. Они также велись очень небрежно и сохранились частично.
Знание вековых имен и фамилий имеет для потомков свою силу. В них часто заключены не только подвиги носивших их героев и святых, но и сакральный дух проживших с ними жизнь наших предков. Имя и фамилия человека никогда не были только сочетанием букв и просто пустым звуком. В них таились интересные загадки, накладывающие на его хозяина четкий и совершенно определенный отпечаток, касающийся происхождения, сословия и даже профессии, а значит, и имущественного положения и социального статуса.
Имени человека во всех странах и эпохах придавалось большое значение. Имя Александр означает «Защитник людей», Андрей – «Храбрый», Антон – «Упреждающий», Гавриил – «Бог – моя сила», Григорий – «Бодрствующий», Даниил – «Божий суд», Максим – «Величайший», Михаил – «Равный Богу», Прохор – «Идущий вперед», Семен – «Слушающий», Федор – «Божий дар», Фома – «Близнец», Анастасия – «Та, что воскреснет», Анна – «Миловидная», Аксинья – «Гостеприимная», Акулина – «Орлиная», Варвара – «Иноземка», Евдокия – «Доброжелательная», Елизавета – «Клятва божия». При крещении, обычно в течение недели со дня рождения, младенцам давали имена в честь того или иного героя или святого. Родители и сами могли выбрать любое другое имя из тысячи мужских и 250 женских имен, каждое из которых принадлежало конкретному небесному покровителю и имело народную форму.
Кажется, что значение имени и фамилии вроде бы и понятно, но это кажущаяся простота. Имена пришли к нам из глубокой древности и за века могли поменять свой смысл. Имена могут быть старые и новые, сильные и слабые, красивые и уродливые, но они всегда бессмертны, потому что считается, что имя и душа неразрывно связаны. Имя помогало душе и вело ее по жизни.
Просто так, с потолка, имя своим детям никто не давал. Часто ребенку давали имя его давнего или недавнего предка, подчеркивая его славу или главную черту характера. Крестьянское имя «Иван Григорьев сын Николаев» означало, что отца Ивана звали Григорий, а Николай – это его дед или прадед, оставивший какую-то память у людей.
Формирование фамилий в России происходило около трехсот лет. Вместо «фамилия» часто говорили «прозвище». Первоначальные фамилии не были постоянными. Они менялись со сменой поколений, в связи с различными обстоятельствами в жизни семьи, деревни. Только в середине XIX века законы стали предписывать, чтобы все подданные имели постоянные фамилии, передававшиеся по наследству.
Слово «отчество» в значении «именование по отцу» появилось в документах и стало употребляться с XVIII столетия.
Один из главных секретов славянских имен и фамилий – в высокой духовности, освященной святоотеческой традицией. Знание их значений может многое дать их потомкам.
Много нужного и необходимого содержат названия местности, городов, сел, деревень в местах, где проживали род, династия, фамилия. Эти названия – своеобразные памятники эпохи своего возникновения, тесно связанные с социально-экономической историей края, его природной средой и ландшафтом, с историей страны, ее культурой и языком.
Географические названия рассказывают о древних занятиях, обычаях, быте наших предков, об их ремеслах, промыслах, какой была природа в ушедшие века, какие росли там деревья, какие звери водились в лесу, какая была торговля. У любого географического названия есть своя история и судьба. Их, названия, часто называют «языком земли», который хранит память народа.
Изучением географических названий занимается наука топонимика (греч. «имя места»). Наименования городов, сел и деревень часто отвечают на вопрос «что?» – Горки, Остров, Городище – и «какой?» – Высокое, Красный, Великая.
Первые названия отражали физико-географические особенности местности. Затем главной отличительной особенностью села или деревни стала их принадлежность определенному владельцу или информация о первопоселенце в этом месте.
Названия говорят о ландшафте местности – Круча, Горки, Ровное, Высокое, Озеры, Подольск, «подол – низкое место под горой, подгорная равнина».
Названия рассказывают о местоположении – Заборье, Заболотье, Залесье, Заполье, Лужки.
Названия говорят о растительном и животном мире – Дубки, Ясенево, Боброво, Жабки, Карасево, Орлово, Змеевка, Соколово, Телятьево, Бекасово, Лужники – маленький луг, Орехово-Зуево – орехи и зуек – маленький кулик.
Названия говорят о занятиях, ремеслах, профессиях – Сокольники, Псарево, Бортнево, Рыбаково, Бронницы, Ям, Волоколамск – волок через реку Ламу.
Названия часто являются символами – Рай, Утеха, Солнышкино, Отрада.
Названия отражают этническую принадлежность ее основателей или жителей – Хохлово, Грузиново, Татарово, Армянск.
Многие географические названия несут в себе какие-то имена, или фамилии, или прозвища людей. Их количество, например в Подмосковье, составляет две трети от всех названий – Иваново, Беляево, Киселево, Юрьево, Руднево, Плещеево, Сергеевка, Рязановка, Некрасовка, Кутузово, Пушкин, Чехов.
Здесь ключевые слова «что?» и «какой?» заменяются словами «чей?» и «кому принадлежит?», например, «за Иваном Федоровым сыном Салтыковым их старая вотчина село Салтыковка». Владельцы дарили-отписывали села своим детям и называли их именами сыновей и дочек – Андреево, Александрово, Варварино, Софьино. Владельцами маленьких деревень, поначалу выстроенных для одной семьи первопоселенцами, могли быть простые и незнатные люди.
Названия могут быть образованы по какому-то объекту, находящемуся непосредственно в населенном пункте. Очень много названий от находившихся в них церквей и монастырей – Покровское, Архангельское, Рождественское, Троицкое, Воскресенское.
Например, на первый взгляд название подмосковного города Егорьевска не воспринимается в связи с названием церкви. Это не так.
В древности Егорьевск назывался село Высокое, по своему местоположению на высоком правом берегу реки Гуслянки, недалеко от своего истока. В XVI веке в селе была построена не сохранившаяся до нашего времени церковь в честь святого Георгия Победоносца, покровителя воинов, и село стали называть Егорье-Высокое. Георгий Победоносец, по-гречески «земледелец», в народе звучал как Егорий, Егор и даже Юрий-Гюргий. Народ даже своих святых называл так, как ему было удобнее и привычнее. Поэтому потенциальный Георгиевск и называется Егорьевском, хотя это имя и образовано от названия церкви Георгия Победоносца.
Анализ документов о рождениях, венчаниях, погребениях, именах, фамилиях, географических названиях мест, где проживали род, династия, фамилия, всегда дает много крайне необходимой информации о жизни наших предков.
При сборе информации об исследуемом роде всегда проверяются областные, городские, столичные архивы, историко-краеведческие музеи и центральные библиотеки по месту рождения, проживания, учебы и работы, а также краеведческие сайты (почти всегда небрежные и часто недостоверные, основанные на слухах и поверхностных версиях).
По родословным нужно определять и искать:
перечень фондов, путеводитель по архиву, перечень описей и дел в фондах, справочные реестры описей отдела дореволюционных фондов, писцовые книги, ревизские сказки, метрические церковные книги приходов, исповедальные росписи и их копии в консисториях;
служба в армии, списки призывников: присутствия по воинским делам уезда и губернии;
описания и история приходских церквей и епархий по месту жительства рода;
описания и история мест жительства рода, их географические особенности;
владельцы земли, вотчин, имений, поместий, их биографии, личные фонды;
места учебы и работы членов исследуемого рода, учебные заведения, учреждения;
сделки с недвижимостью: нотариусы и нотариальные учреждения, актовые книги по недвижимому и движимому имуществу, духовные завещания, договора на купленные земли, областные нотариальные архивы;
кредитные и страховые общества, банки, суды, присяжные поверенные – адвокаты, их архивы, органы государственного управления, земские управы, волостные правления, канцелярии губернаторов, предводителей дворянства, магистраты и их архивы.
Родословная книга должна содержать историю рода, основанную на документах, расшифровке имен и фамилий, историко-географическом описании мест проживания рода, пояснениях всех генеалогических терминов, званий, чинов, титулов, ремесел, мест учебы и работы, профессий, учреждений, по которым можно установить хронику, образ и дух жизни предков, несмотря на возможную нехватку архивных материалов.
А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности […] Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». Но иногда волосы становятся дыбом, когда узнаёшь, какие взгляды и мотивы поступков приписывают нам, людям, интересующимся своими корнями, наши оппоненты. У них возникли устойчивые стереотипы относительно наших взглядов. Таких стереотипов, заслуживающих внимания, два. Имеется стереотип, что люди, изучая прошлое своего рода, делая ДНК-тесты, мечтают найти родство с каким-нибудь царём, принцем, на худой конец просто с известным человеком, исторической личностью, и таким образом возвыситься в собственных глазах и глазах окружающих. То есть, у людей, решивших сделать тест, якобы наблюдается комплекс неполноценности.
Ещё имеется стереотип, что те же самые люди, те, кто собрался сделать тест на у-хромосому, мечтают о какой-то особенной, правильной, самой лучшей гаплогруппе, чтобы ощутить самому и доказать всем окружающим своё превосходство перед другими людьми или даже другими народами. В общем, интерес к своим корням, по мнению скептиков, это прямая дорога к шовинизму, национализму и фашизму. В одном из произведений немецкого писателя, ярого антифашиста, Эриха Мария Ремарка, его герои, немецкие солдаты, спорят, какой народ относится к «ублюдкам», а какой к «истинным арийцам». Точно такие же взгляды не понимающие сути скептики приписывают нам, тем, кто интересуется собственной историей и собственными корнями. Что же на самом деле нами движет? Приведу несколько примеров, чтобы найти ответ на этот вопрос.
Я меньше года назад сделал тест в московской Лаборатории ДНК-генеалогии и получил хороший и интересный результат. Иного быть не могло. Любой результат был бы для меня хорошим и интересным. Около трёх лет я следил за публикациями Переформата перед тем как сделал тест. И мне было чрезвычайно интересно читать и о прошлом своего народа, и об открывшихся тайнах тысячелетней давности. Но одно дело читать о народах и этносах, другое дело, когда результат теста у тебя на руках и ты знаешь какого ты рода-племени. И вот тут-то я с пристрастием начал перечитывать некоторые переформатские статьи, рассматривать карты субкладов и изучать другие данные. Ведь статья А.А. Клёсова, в которой обсуждается книга В.В. Седова «Происхождение и ранняя история славян» – это ведь статья и о моих предках тоже. Так же и статьи о венетах и венедах напрямую меня касаются, вернее моих корней. И множество книг А.А. Клёсова о том же.
Вот что Анатолий Алексеевич Клёсов пишет о моей ветви моего родного субклада R1a-M458 в своей книге «Происхождение славян. ДНК-генеалогия против «норманнской теории»: «В нее определенно вошли и белорусские славяне, и польские. Время образования этой ветви – 2900 лет назад, начало 1 тыс. до н.э. Есть серьезные основания полагать, что эта ветвь R1a привела к образованию археологической культуры кельтов в Центральной Европе в первой половине 1 тыс. до н.э., и она же принесла индоевропейские языки в Европу».
В настоящее время полученные результаты теста позволили мне узнать, что мои стоюродные родственники из субклада R1a-L1029 восходят к одному предку, жившему примерно 3000 лет назад. Эти «родственники» проживают в настоящее время в основном на территории современной Польши, Беларуси, на востоке Германии, а также многие – в Центральной России на берегах Оки, Дона и Средней Волги. Как тут не вспомнить летописца Нестора и Повесть Временных Лет: «радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи.» До появления ДНК-генеалогии эти слова звучали как нечто легендарное, мифическое, как слова о Симе, Xaме и Иaфeте, как слова о кресте, поставленном апостолом Андреем на месте Киева. А сегодня слова летописца о том, что вятичи произошли от ляха по имени Вятко, это уже повод для проведения серьёзного научного исследования.
Итак, результат тестирования поместил меня на многомиллионную ветку субклада R1a-L1029. Я получил промежуточный ответ на вопросы о моём роде, о моём происхождении. Изучая результаты тестирования, похожие на мой результат, я обнаружил, что всего лишь в двух мутациях на 18-ти маркерах находятся от меня потомки древнего боярского рода Аксаковых. К этому роду принадлежит писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, автор «Аленького цветочка», его сыновья, идеологи славянофильства. Окончательно и безапелляционно заключить, что жил мой с Аксаковыми общий предок менее тысячи лет назад, что следует из расчётов на калькуляторе Килина-Клёсова, на мой взгляд, пока не представляется возможным. Чтобы сделать окончательный вывод, нужны дополнительные тесты на снипы, или же более полный анализ маркеров. В моём случае не следует исключать вариант с мнимой близостью. Тем не менее, есть большая вероятность того, что проведение дополнительных тестов покажет, что род моих предков и боярский род Аксаковых имеет общего предка, жившего уже в нашей эре.
Читая эти строки, наши оппоненты должны оживиться – ну вот же, пожалуйста, у автора нашлись «родственники» голубых кровей! Во-первых, жизнь показывает, что практически любой человек, сделавший тест и получивший какой-то свой результат, обязательно выясняет, что, по крайней мере, в пределах 2000 лет или чуть больше, жил общий предок его и какого-то известного, выдающегося человека. Во-вторых, для меня данное открытие в первую очередь возможность провести новое интересное исследование, а не повод для торжества. К тому же, не сам факт возможного родства с древним аристократическим родом привлекает меня, а скорее возможные дальние родственные связи с конкретными людьми, замечательным писателем и с его детьми – общественными деятелями, славянофилами.
Кроме того, обратите внимание, что ДНК-генеалогия незаметно разрушает ещё один миф помимо норманнского мифа, мифа о финно-угорских насельниках на Русской Равнине и мифа об относительно недавнем происхождении славянства и других мифов. ДНК-генеалогия показывает, что наша аристократия – это плоть от плоти наши люди, наши братья. Это не отдельная закрытая каста. И Толстые, и Пушкины, к примеру, оказывается, имеют те же самые субклады и гаплотипы, что и миллионы других людей в России. И что они, эти потомки славных аристократических родов, имеют зачастую общего предка, жившего пять-семь столетий назад с множеством простых, не родовитых и безызвестных людей.
Дмитрий Пучков в передаче «Чай с Захаром» в гостях у замечательного писателя и общественного деятеля Захара Прилепина сказал, что талантливейший человек, прекрасный режиссер, актёр и писатель Василий Шукшин не был родовит, однако, это ему не помешало стать тем, кем он стал. Ещё Дмитрий Пучков добавил, что люди не кони и не собаки, и не нужно у них определять породу. А ДНК-генеалогия и ДНК-тесты показывают, что у людей и нет никаких пород, и что среди людей нет беспородных дворняг. Что и потомки аристократов, и потомки крестьян во многих случаях имеют относительно недавнего общего предка. В полной мере это касается и Аксаковых, рядом с которыми на 67-маркерном тесте «сидят» простые люди с польскими, белорусскими и русскими малоизвестными фамилиями.
Аксаковы на протяжении столетий вели свою родословную от славного варяга Шимона Африкановича. На одном из ДНК-проектов потомок рода Аксаковых приписал себя к скандинавам, и Швецию указал как страну происхождения предка. И хотя сегодня уже стало очевидным, что нет у Аксаковых никакого шведского происхождения, их желания быть скандинавами вполне естественны. Ведь может быть ещё с допетровских времён и по сегодняшний день для Аксаковых было неоспоримой истиной то, что они – Шимоновичи и Африкановичи. У Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки:
Начнем ab ovo мой Езерский
Происходил от тех вождей,
Чей дух воинственный и зверский
Был древле ужасом морей.
Одульф, его начальник рода,
Вельми бе грозен воевода…
Для Аксаковых на протяжении веков скандинавское происхождение их предков было так же неоспоримо, как то, что после лета наступает осень, и что утром обязательно восходит солнце. И для меня лично сейчас «примазаться» к Шимоновичам и Африкановичам выглядит чем-то как раз противоестественным и даже фальшивым. Но открою секрет, у меня есть свой Шимон или Африкан. Я узнал о нём совсем недавно, лет пять назад. Это было ещё до того, как я узнал о ДНК-генеалогии. Знакомство моё с собственным Африканом произошло тогда, когда я заказал генеалогическое исследование и получил информацию о моих пращурах и их родной слободе. Неожиданно обнаружился факт, что в честь моего предка и в честь таких же отчаянных людей как он, рядом с родной слободой моих предков существовала наша «фамильная» долина. Из дореволюционного справочника, повествующего о населённых пунктах Саратовской губернии, я узнал, что рядом со слободой Рудней на берегах рек Терсы и Щелкана располагались два десятка курганов, будто бы возведённых ещё Мамаем и ещё кем-то до него. А рядом располагалась Рыльщикова долина, и на просторах этой долины под огромными камнями и в середине ХIХ века, и задолго до этого, находили истлевшие человеческие останки, зачем-то посыпанные просом, останки разорителей курганов.
Вот это да! Потрясающе! Мои предки были бесстрашными авантюристами, расхитителями гробниц, не боявшимися смерти и погребения под огромным камнем на Рыльщиковой долине. Я согласен, что сегодня разорителей археологических памятников нужно сурово наказывать. И тогда тоже сурово и справедливо наказывали. Но когда я пытаюсь представить себе этого человека, прихожу в полный восторг. Мне ясно представляется, как этот неведомый мой пращур с лопатой и киркой в руках бесшумно крадётся в ночной тишине в сторону старинных курганов, с тем, чтобы откопать Мамаево золото. Стараясь остаться незамеченным, он ежеминутно оглядывается – нет ли слежки или погони. Он пробирается в темноте. Иногда его посещает мысль: «а не последняя ли это ночь в моей жизни?» Этот неведомый человек, скорее всего, подарил мне мою фамилию. Он и есть мой легендарный Африкан.
А ещё не стоит забывать, что именно в тех краях между Саратовом и Камышином разбивали свои станы казаки Емельян Пугачёв и Степан Разин. И неминуемо мои, если не прямые предки, то кузены совершенно точно, в тех станах варили ночью на кострах кулеш и уху, и потом отправлялись на свой опасный промысел. Вот потому-то мне чужого Африкана или Шимона не надо, у меня есть свои. А Рыльщикова долина для меня – это что-то вроде моего родового замка.
Есть у меня ещё кое-какие сведения о моих дальних сородичах. Дело в том, что кроме Аксаковых меня окружают люди с очень похожими результатами тестов, чьи предки были казаками и жили на Дону, на Волге и её притоках ещё в начале XVII-го века. С двумя потомками казаков у меня разница на три мутации, с одним на четыре, но с последним у нас разница на две мутации в быстром маркере DYS449. Кроме того, я абсолютно от всех и ближних и дальних своих соседей отличаюсь на одну мутацию в маркере DYS439. Может быть, это совсем недавняя мутация, которая свойственна моим самым близким родственникам? Если так, то эту мутацию можно считать родимым пятном, отличительной чертой моего рода.
Чтобы ответить на вопрос, с одного ли я куста с этими потомками казаков или это мнимая близость, мне обязательно нужно будет делать новый, более подробный тест. Честно скажу, принадлежность к этому казачьему кусту, как и несомненная, доказанная близость к Аксаковым, меня очень обрадовала бы. Мои корни из тех же краёв, из русских степей, что и корни трёх потомков донских и волжских казаков с похожими результатами тестов. Помните, прошлой осенью, какой стоял шум и гвалт по поводу установки памятника царю Ивану Грозному в Орле? Мне это чистоплюйское возмущение не давало покоя. Ведь это не одному Грозному царю установлен был памятник. Это ведь и им памятник, вот этим людям, казакам, стрельцам, однодворцам. Тем, кто пошел вместе с Иваном Грозным и с его дружиной в южные степи, кто отстоял своё право жить там, осел в тех землях, пустил там свои корни, расплодил потомство. Хотя предварительно можно заключить, что наш общий предок жил полторы тысячи лет назад, плюс-минус погрешность, тем не менее, принадлежность к этому кусту роднит меня и моих предков с людьми, освоившими в своё время русское подстепье. Узнать бы, где были мои в это время, открыть бы завесу!
Один пример – это всегда частный случай. Приведу другой пример. Расскажу историю моего нового знакомого. Хочу подчеркнуть, что благодаря ДНК-генеалогии я приобрёл множество друзей. Встречаемся мы не часто, в июне прошлого года встречались, и в мае нынешнего встречались. А в интернете общаемся постоянно. Почему? Потому что у нас общие интересы, потому что нас объединила ДНК-генеалогия. У одного из моих новых друзей, это Сергец, админ группы «ДНК-генеалогия как историческая наука. А. Клёсов» ВКонтакте, результат теста показал, что его субклад – N1c1-L550, и что он имеет общего предка с Рюриковичами, жившего в середине первого тысячелетия до нашей эры плюс-минус погрешность. Людей, имеющих такой субклад, миллионы. И всего лишь десятки или сотни из великого множества несведущих уже знают об этом. Думаю, для тех, кто знает о своём далёком родстве с Рюриковичами, это родство имеет важное значение. Примеряют ли на себя эти люди заслуги Рюриковичей? Скорее всего, нет. У этих людей были свои предки, близкие и известные им, которых эти люди почитают, чувствуют неразрывную связь с ними. Но с Рюриковичами у носителей субклада N1c1-L550, думаю, тоже существует какая-то смутная связь, сопричастность что ли.
Что такое два с половиной тысячелетия? Это всего лишь какие-то сто человек. Шеренга, в которой рядом стоят сын, его отец, отец отца и так дальше. Двух-трёх из ста самых близких к тебе ты знаешь в лицо. Ещё о пяти или о десяти, у тебя есть какие-то сведения, очень часто совсем скудные, не больше двух строк на каждого. Эти сведения ты получил совсем недавно, благодаря генеалогическому исследованию. И ты уже не знаешь, какими были лица этих людей, характеры, таланты и умения. Ничего не знаешь об их бедах и радостях. Знаешь их имена, знаешь, к какому сословию они принадлежали, знаешь годы их рождения, бракосочетания, годы рождения их детей, годы смерти. А о следующих восьмидесяти пяти ты не знаешь совсем ничего. Как их звали, где они жили? Но зато о том, кто стоит на дальнем краю шеренги, ты знаешь, что он прародитель твой и Владимира Крестителя, твой и Дмитрия Донского, твой и Ивана Грозного. Можно ли не ощущать сопричастность к Рюриковичам, и вместе с тем, к долгой и славной истории родной страны, коли думаешь обо всём этом? Сразу же возникает множество вопросов. Где территориально жил этот прародитель? На каком языке он разговаривал? Отличался ли знатностью и авторитетом в среде соплеменников? На большинство вопросов ответов найти невозможно, как ни старайся. О месте проживания осторожно предположу, что это были городецкая или дьяковская культура, то есть Поочье или земли к северу от Оки. Проверка этого предположения, кстати, может стать очень интересной и серьёзной темой для научной работы.
«Почему нужно знать историю своей страны?»
Каждого человека в том или ином возрасте интересует вопрос: «Зачем нужно знать историю своей страны? Повлияет ли это каким-то образом на мою жизнь, в частности?» Я тоже не раз задавала себе этот вопрос, ответ на который постараюсь изложить ниже.
Знаменитый историк ( гг.) сказал: «История-это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Когда человек задумывается о том, зачем ему история родного государства, он забывает, что нельзя строить планы на будущее, не зная прошлого. Многие люди ошибаются, думая, что история в нашей жизни не играет никакой роли и не влияет на будущее человечества.
Но со временем, сами того не желая, люди понимают, что история страны отражает нам опыт и знания наших предков. Многие достижения и открытия были сделаны, благодаря опыту предков. История помогает выстраивать взаимоотношения между разными странами, людьми.
В любой профессии люди опираются на опыт предыдущих поколений. Это помогает избежать повторения ошибок.
Возьмем, например, медицину. С каждым годом, с каждым поколением знания и умения врачей в области медицины расширяются. И это тоже все благодаря истории. Ведь опыт врачей - это тоже своего рода история.
Приведу простой пример. Еще в XVIII веке люди умирали от оспы. Но в начале XIX века ученые изобрели вакцину. И уже в 1978 году людям перестали делать прививку от оспы, так как эта страшная смертельная болезнь полностью исчезла. Это простой пример того, как важна история в нашей жизни.
История – наука, изучающая прошлое человечества. А без прошлого, как известно, нет будущего. История страны – это в какой-то степени история каждого человека. Изучая историю своей страны, мы изучаем самих себя, ведь каждый из нас это часть истории.
Из всего этого можно сделать вывод, что знание истории своей страны необходимо каждому для того, чтобы быть умным, мудрым и уважаемым человеком! А зная историю – уважать своих предков и страну, в которой ты живешь.